пятница, 26 июня 2009 г.

Танэмура Сёто и Гэнбукан нинпо бугэй Биография


Танэмура Сёто ( 種村匠刀 )родился 28 августа 1947 года в маленьком городке Мацубуси, который находится в префектуре Сайтама в двадцати пяти милях на северо-восток от Токио. Ему дали имя Цунэхиса ( 恒久 ), но в 1984 году, после основания Гэнбукан нинпо бугэй ( 玄武館忍法武芸 ), он взял себе имя «Сёто» ( 匠刀 - «Закон меча»).

Сам он пояснил это так: «Я взял себе имя «Сёто», в значении «Закон меча» (меч – как символ боевого искусства), потому что, став кантё, я решил посвятить всю свою жизнь постижению будо. Моя миссия, которую я чувствую в себе и несу в этот мир, заключается в передаче людям истинного значения Пути воина через постижение нинпо бугэй».

Ранее, в течение 60-70-х годов, боевыми именами (буго) Танэмура-сэнсэя также были «Бикокурю» («Тайный Чёрный Дракон»), Когёкку («Шар Света») и Фудо Масатика («Непоколебимо справедливый человек»).

Сейчас его полное имя Танэмура Цунэхиса Минамото но Сёто.

Его отец, Танэмура Садацунэ, был родом из династии воинов. Он являлся семнадцатым потомком в роду, унаследовавшим традицию самураев, его семья имела родственные связи с такими знатными фамилиями как Сасаки и Такэда. (Внук Такэда Сингэна прибыл в городок Мацубуси и был позже принят семейством Танэмура. Он смешал кровь с этим семейством, женившись на представительнице этой семьи. Символом семейства Танэмура с тех пор является герб, представляющий из себя комбинацию эмблемы Сасаки и Такэда. Женщины Танэмура используют эмблему, которая также используется женщинами императорского Дома Японии).

Будучи человеком, высоко чтившим традиции, Садацунэ стал заниматься с сыном боевыми искусствами в очень раннем возрасте.

Садацунэ был специалистом по кэндзюцу, являясь пятым даном в Оно-ха Итто рю и шестой дан в дзюкэндзюцу (фехтование на штыках). Также он занимал видное положение в различных школах дзюдзюцу, и, по словам Танэмура, мастером фамильного стиля ниндзюцу Такэда-рю. Но по установленному обычаю, он не должен был иметь даже малейшего влияния на дальнейший выбор своего сына.

Танэмура Сёто обучался с возраста девяти лет с отцом и дядей своего отца, Какуносукэ Ямадзаки, который обладал восьмым даном в Оно-ха Итто рю. Юный Танэмура обучался почти каждый день кэндзюцу и дзюдзюцу. Тренировки велись в традиционной манере на открытом воздухе босиком, не взирая на погоду. Постоянными партнёрами маленького Цунэхиса во время тренировок в течение первых пяти лет были мужчины старше его на несколько десятков лет. Цунэхиса регулярно избивался до потери сознания. Когда он был без сознания, ведро ледяной воды выливалось на него и, очнувшись, он немедленно продолжал тренировку.

Как говорит сам мастер в своем интервью: «Тренировки были очень суровыми. Я занимался с отцом и его учениками, а мне было всего девять лет, когда я приступил к занятиям. По нынешним меркам они были просто сумасшедшими… Например, если у тебя есть меч, дзюдзюцу в этот момент не нужно. Но если ты безоружен, а противник вооружён, что ты сможешь сделать? Отец часто дрался со мной на боккэн, и, как только он выбивал оружие из моих рук, надо было сразу же сближаться, чтобы не пропустить удар и сохранить руки в целости и сохранности. Я нырял под меч и, зацепляя ноги отца, пытался свалить его наземь, например, броском о-ути-гари или о-сото-гари. Как только мы падали, всё прекращалось».

В возрасте 15 лет, в 1962 году, он поступил в высшую школу и начал изучать Синдо Мусо рю кэнпо у известного мастера Сайто Сэйсиро. Именно в эти дни он начал поиск истинного боевого искусства. В этом же возрасте он видел своё будущее в изучении знаменитого Асаяма Итидэн рю тайдзюцу, а также Такаги Ёсин рю дзюдзюцу, Гикан рю копподзюцу и других искусств, и он также начинает обучение у Такамацу Тосицугу. Его тренировки были такими насыщенными, что он получил свои первые Мэнкё Кайдэн в Синдэн Фудо рю и Кукисин рю уже в возрасте двадцати лет – в 1967 году.

Вот что пишет о Такамацу и его обучении сам Танэмура: «Нинпо Такамацу Тосицугу принадлежит линии Иситани Мацутаро Такакагэ. Учителем Такамацу также был Тода Синрюкэн Масамицу. Оба они были мастерами нинпо и жили приблизительно в одном регионе. Тода обучал Такамацу Синдэн Кито рю тайдзюцу и Гёкко рю косидзюцу. Иситани-сэнсэй обучал моего учителя Гиккан рю копподзюцу, Такаги Ёсин рю дзюдзюцу и боевому искусству Кукисин рю. Такамацу также много раз ездил в Китай, где местный известный мастер Шаолинь обучал его технике владения мечом. Перед Второй Мировой войной Такамацу выдал мэнкё только троим своим ученикам: Кимуре Масадзи, Акимото Фумио и Ивами Нангаку. А у Ивами Нангаку занимались Киба Косиро, Тацута и Такэути Киракусай. Кимура-сэнсэй был первым. Он прожил более ста лет, а умер в 2000 году. Акимото умер очень молодым. Ему было не то 54 года, не то 55 лет, когда он умер. Его сын, Акимото Коки, даровал мне свиток. Сато Кинбэй был лучшим его учеником после Второй мировой, учеником второго поколения. Он стал наследником Такаги Ёсин рю дзюдзюцу и Кукисин рю бодзюцу. Но он не обучал этому никого, кроме меня. Кимура-сэнсэй тоже не обучал почти никого, кроме меня. Сын Кимура не занимался воинскими искусствами. Уэно Такаси и Сато Кинбэй, мои учителя, были очень близкими друзьями. И именно Уэно Такаси рассказал Сато Кинбэю о дзюдзюцу. Уэно-сэнсэй был великим мастером стиля Асаяма-Итидэн-рю дзю-дзюцу в 16 поколении. Он также был мастером Тэссин-рю кэмпо».

По словам, Танэмура, именно во время его университетского обучения он был представлен Сато Кинбэй и начал тренироваться под его началом. Как он пишет: «Он преподавал мне бодзюцу и дзюдзюцу. Он научил меня и Ягю Синган рю. Техника этого стиля рассчитана на борьбу в доспехах, и довольно необычная. Как китайские стили или каратэ. Когда я впервые увидел Ягю Синган рю, я не сдержался и сказал: «Да что это такое?!». Сато-сэнсэй ответил, что это дзюдзюцу, и я сначала не поверил: "Разве же это дзюдзюцу? Да это какой-то китайский стиль боя!". А Сато Кинбэй был ещё и мастером китайских воинских искусств, их пионером в Японии. В Китае он был многократно. Уэно-сэнсэй был младшим учеником после Сато. По профессии Сато был доктором, медиком. Уэно-сэнсэй, кстати, был также мастером окинавского каратэ. Не помню, правда, какого стиля. Не очень известного, но изначального. А также Тэнсин рю кэмпо. Сначала он преподавал технику сай, окинавского трезубца. А вот первым учеником Уэно был Кобаяси Macao. Он тоже уже умер. Следующим его последователем был Хацуми Ёсиаки (Хацуми Масааки). Мы ходили к нему вместе». (Здесь следует сделать отступление: по поводу «совместных» с Хацуми занятий у Уэно Такаси, Танэмура, мягко говоря, фантазирует – поскольку Хацуми занимался у Уэно до 1956 года, Маленькому Цунэхиса было тогда… где-то лет 7-9, и, как мы знаем, он только-только начал постигать азы боевого искусства под руководством своего отца, но о взаимоотношениях Танэмура и Хацуми мы поговорим чуть позже – примечание автора)

Кроме своих тренировок в додзё он тренировался в любое свободное время, чтобы усовершенствовать своё мастерство в технике. Все его учителя были представителями «старых стилей», люди строгие и ревностно охраняющие секреты своих техник. Каждый из них проводил демонстрацию только несколько раз, затем ожидалось, что студенты сами постигнут нюансы, при помощи которых действует техника. Таким образом, чтобы совершенствовать все техники, Цунэхиса отрабатывал каждую технику много тысяч раз, пока не нашёл те особенности, которые сделали его технику естественной. В своих тренировках он использовал всё: близлежащие рощи, рисовые поля, берега реки, скалы, камни, животных, деревья и даже луну.

Лунными ночами он отрабатывал технику яри и рокусякубо, уходя в поле, чтобы улучшить свою точность, как бы «вонзая» копьё или палку в центр луны. Он протыкал едва видимые листики деревьев, когда они дрожали на ветру, был достаточно ловок с животными, позволяя им атаковать себя. Когда они прыгали, чтобы напасть, он просто использовал тай-сабаки, пока животное, обычно собака, не сдавалось. Деревья, скалы и камни использовались для тренировки ударной силы рук или ног и для развития поверхностей рук и ступней. Он бил дерево до тех пор, пока его руки не начинали кровоточить. Один из его учителей научил его гораздо лучшему способу развивать сильный удар. Он сказал ему, что настоящий мастер боевых искусств проходит в толпе незамеченным. Если бы его руки были в мозолях, люди могли бы сказать, что он является мастером какого-либо боевого искусства или, если бы он был в бою, противник был бы способен моментально определить технику, которую он использует (Этот пассаж не буквально, но очень явно скопирован Танэмура Сёто из более ранних автобиографических работ сэнсэев Такамацу и Хацуми).

Когда он закончил университет, его убедили в том, что карьера юриста была бы хорошим будущим, но по своей сути она являлась чисто академической, так что в ней не было применения боевым искусствам. А он хотел использовать свои знания с целью защитить и помочь другим. В возрасте 22 лет (1969 год) он поступил на службу в токийскую полицию для того, чтобы использовать и проверить всё чему он научился. Его часто приглашали демонстрировать своё мастерство, и он всегда был на высоте. Зная о его талантах, Танэмура-сэнсэя попросили обучать самообороне полицейских в специальном клубе боевых искусств. Также он стал учителем в полицейском участке.

Кроме того, он был членом элитного подразделения полиции Японии Кидокай, занимающегося освобождением заложников, разминированием и т.п. действиями, направленными против оргпреступности и террористов. Однако Танэмура чувствовал, что его задачей было представить истинное боевое искусство миру и после четырнадцати лет службы, он увольняется. Вскоре после его ухода из полиции он основал свой додзё, назвав его «Гэнбукан». Это произошло 28 ноября 1983 года. «Гэнбукан додзё – это место, где воспитываются профессионалы боевого искусства, место, которое является центром совершенного боевого искусства. «Гэн» также обозначает что-то скрытое - место для отработки техники - загадочной, странной и удивительной. Значение заключается в том, что тот, кто овладевает нинпо Бугэй, приносит свет в мир тьмы» - так сам Танэмура объясняет название своего додзё и своего стиля.

Или еще: «При помощи Гэнбукан, искусство нинпо бугэй изучается для просветления, познания и защиты разума, духа и тела. Хотя термин «нинпо бугэй» известен всему миру, очень немногие знают его истинное значение. Тех, кто практикует нинпо бугэй, ещё меньше. Приходите без страха и сомнения для обучения тому, что раньше было недоступно. Сотрудничая с токийским отделом полиции и обучая людей со всего мира нинпо, я твердо уверен в том, что нинпо достигло своего рассвета».

Что подразумевает Танэмура под «нинпо бугэй»? «Нинпо бугэй не ограничивается одним стилем (рю) – то, из чего состоит это искусство, развивается постоянно. Не существует рамок, ограничивающих оригинальное японское искусство терпения (синобидзюцу). База сформировалась на основе различных школ, таких как: Тогакурэ рю, кумогакурэ рю, Кукисин рю, Гёкко рю, Гёкусин рю, Кото рю, Такаги рю и Гикан рю. Также взяты элементы из Ига рю, Кога рю, Мусо рю, Ёсин рю, Мунэн рю, Кито рю, Кито рю, Итидэн рю, Итто рю и других. Потребовалось 30 лет тренировок и поиска для кульминации развития нинпо бугэй и появления Гэнбукан додзё».

Он начинает преподавание всем желающим, но, прежде всего тем, кто, по мнению Танэмура, больше всего реально нуждается в этом - по роду своей профессиональной деятельности. В 80-е годы он провел множество демонстраций и семинаров по всему миру, преподавая нинпо и дзюдзюцу агентам ФБР, полицейским, командам СВАТ, САС и др., а также преподавал инструкторам элитных подразделений полиции, армии и т.д.

Зимой 1989 года Сато-сэнсэй назвал его следующим сокэ Хонтай Такаги Ёсин рю, Бокудэн рю, Гикан рю и Кукисин рю…

Комментариев нет:

Отправить комментарий