понедельник, 6 июля 2009 г.

Ип Ман - Пропагандист китайского кунг-фу


Ип Ман был не только патриархом стиля Вин Чун, но он также был гением в современном мире боевых искусств.
Помогая развитию кунг-фу в Китае и других странах, он воспитал большое число мастеров.



Фатшан — колыбель боевых искусств


Мастер Ип Ман родился в деревне Нэмхой провинции Квантун, а жил в городе Фатшан на юге Китая. Фатшан был известен не только ремесленными производствми, но и как источник кунг-фу . При падении династии Цин и провозглашении Китайской республики, наиболее известные мастера боевых искусств перебрались в Фатшан. Появление известных мастеров в Фатшане было подобно тому, как после сожжения Шаолиньского монастыря в провинции Фукьен, сотни бежавших монахов принялись обучать шаолиньскому кунг-фу. Многие из них, например, известный мастер Дзен — Чи Шин бежали на Юг и обосновались в Фатшане.

Отец Ип Мана происходил из семьи коммерсантов. Их семья была известной и влиятельной в Фатшане. У них был большой двор на улице Фук Ян, в переводе означающей «улица счастья и учености». Домочадцы семьи Ип занимали большую площадь с двумя симметричными рядами домов старой по.стройки, по 20 домов вдоль улицы с каждой стороны, точно Муниципальный правительственный дом. Наследственный храм клана Ип был расположен в центре. Это был храм, в котором долгое время проживал и обучал искусству Вин Чун известный Мастер Чан ВаСун. Среди студентов Мастера Чан Ва Суна был один, по имени Ип Ман, который начал изучать Вин Чун в наследственном храме своей семьи.



Одаренный ученик боевых искусств


В возрасте 9 лет Ип Ман был принят учеником Мастера Чан Ва Суна. Перед этим Ип упорно учился, все свободное время он занимался каллиграфией, писал поэмы и наблюдал за тренировками учеников Мастера Чан. День за днем его интерес к Вин Чун все возрастал. Наконец, он пошел прямо к Мастеру Чан Ва Суну и попросил принять его в группу. Мастер вначале решил, что желание Ипа несерьезно и шутливо сказал, что каждый мальчик для зачисления в ученики должен заплатить три серебряные монеты. Услышав это, Ип побежал домой с радостью и надеждой. Вскоре он возвратился и принес три серебряные монеты. Мастер Чан удивился и спросил, откуда он взял деньги. Мальчик ответил, что он давно знал про эти монеты для поступления и начал собирать деньги несколько лет назад. Мастер не поверил мальчику, решив, что он украл деньги. Не возвращая денег, он сказал: «Если ты хочешь получить деньги обратно, пускай придет твоя мать
и подтвердит, что деньги действительно принадлежат тебе».


Ип Ман поторопил свою мать прийти к учителю. Увидев мать мальчика, Чан Ва Сун сказал: «Я не сомневался в происхождении денег, я хотел только поговорить с матерью персонально, согласна ли она, что бы ее сын занимался кунг-фу у меня. Мальчик очень способный, я заметил, как он наблюдает за нами долгое время. Если он последует за мной, он достигнет больших успехов в боевых искусствах». Мадам Нгу было очень приятно слышать это, и она ответила, что если Чан Ва Сун примет ее сына, она не будет этому препятствовать.

С этого времени Ип стал самым юным и фактически последним учеником Чан Ва Суна. Мастер Чан умер, когда
Ип Ману было тринадцать лет. В последние минуты жизни Мастер Чан позвал своего ученика Нгу Чунг Со и сказал: "
Ип Ман - хороший мальчик и одареннее других, он один из тех, кто может успешно продолжать традиции Вин Чун.
Жаль.что я не могу остаться дальше. Отныне ответственность за его обучение ложится на тебя. Сделай эту услугу ему». Нгу Чунг Со пообещал Мастеру учить Ип Мана и свое слово сдержал.

Два года Ип Ман обучался у Нгу Чунг Со. После этого он переехал в Гонконг продолжать образование в колледже св. Стэфана в Стэнли. Однажды он был представлен Мастеру Леонг Баку, сыну учителя Мастера Чан Ва Суна.


Леонг Бак был тогда владельцем известной шелковой компании в западной части Гонконга. Доброта Ип Мана и его отношение к учебе покорили Леонг Бака, и он решил обучить его всему, что он знал. Позже Ип Ман говорил, что получил фундаментальные навыки от мастера Чан Ва Суна, а отточил мастерство у Леонг Бака. Когда Ип был молод, он уделял большое внимание внешней форме движений,
не задумываясь над их внутренним содержанием. Но позже он понял, что в приемах Вин Чун важное значение имеют теория и ее практическое применение. Мастер Ип Ман стал знаменитым еще в молодости. Но ему пришлось прервать занятия, потому что во время войны он пошел служить в армию. После войны он вернулся в родные места и занял пост капитана полицейских патрулей в Нэмхое, где
служил несколько лет. Будучи Мастером боевых искусств и капитаном полиции, он не был заносчивым и высокомерным. Напротив, он одевался скромно, и выглядел культурно и грациозно. Он редко носил пистолет, чувствуя себя отлично вооруженным с помощью искусства Вин Чун. На посту капитана полиции с Мастером Ип Маном были случаи, достойные внимания.



Поразительная сила пальцев


В этом городе был человек по имени Юй Ю. Он служил в армии во время войны, позже он был принят в один из полицейских патрулей в Нэмхое, под командование Ип Мана.

Так как у Ип Мана было большое количество патрулей, ни Юй Ю, ни Ип Ман не знали друг друга лично. Однажды Юй Ю во время патрулирования вдоль Деловой улицы с кем-то громко поспорил. Так случилось, что Ип Ман проходил рядом. Он увидел, что один из спорщиков - полицейский патруль и вооружен пистолетом. Он решил остановить спор и успокоить их словами. Но заносчивый полицейский не послушал такого скромно одетого господина, как Ип Ман. Он закричал на него, выхватил пистолет и направил его на Ип Мана. Чтобы исключить опасность, Ип Ман ринулся вперед, схватил за магазин пистолета, не давая выстрелить. Патрульный боролся, пытаясь освободить пистолет от хватки Ип Мана. Но пальцы Мастера были настолько сильны, что после нескольких потягиваний и выкручивании магазин выпал из пистолета, на удивление большой толпы прохожих.



Победа над свирепым грабителем


В маленьком городе, где служил Ип Ман, был один грабитель по имени Цзу Пинг, который был жестоким, огромным, сильным и искусным бойцом. Местные полицейские долгое время были бессильны против него. Однажды Ип Ман узнал, что Цзу Пинг появился в Фатшане. Ип взял с собой несколько детективов для поимки преступника.

Он предупредил их, что грабитель жесток и вооружен, и что опасно начинать с ним перестрелку на оживленной улице. Ип первым должен был начать действовать, и лишь когда он схватит его, детективы помогут ему, но до этого они должны укрываться за углом. Вскоре появился преступник. Ип Ман шагал прямо к нему. Будучи хорошо и прилично одетым, он не вызывал подозрения. Грабитель спокойно шел мимо. Ип повернулся и назвал его по имени. Преступник заволновался и побежал. Но Ип Ман шагнул вперед и схватил его за воротник, когда он попытался вытащить пистолет. Потом Ип завладел руками грабителя.
Преступник начал бороться. Но руки Ип Мана были слишком сильны для него, а его стойка очень твердая.

В этот момент подоспели детективы и задержали известного бандита. Потом они привели его в отделение.


После допроса грабитель принял все обвинения против себя. Он сожалел только, что был схвачен невзрачным прохожим, и самым глупым образом. Ип улыбнулся ему: «Ты назвал меня невзрачным. Думаешь ли ты, что сможешь победить меня своими приемами?»
Преступник сказал: «Если бы мне позволили сражаться с тобой голыми руками, я разделался бы с тобой за одну минуту». Мастер Ип попросил снять с преступника наручники, и в случае победы разрешил ему быть свободным. Двое мужчин были
готовы начать реальный бой в холле, полицейского участка. Преступник принял широкую стойку и, используя длинные руки, атаковал сильными и быстрыми ударами на близкой дистанции.
Ип уклонялся влево и вправо, избегая прямого контакта с ударами. Внезапно преступник исполнил реверсивный удар, но не успел еще одернуть руку, как Ип Ман захватил его запястье правой рукой, и, надавив на локоть левой рукой, сильно потянул вниз. Преступник потерял равновесие и упал вперед. В этот момент великий Мастер Ип Ман правым коленом ударил ему в грудь. Преступник пропустил смертельную атаку, упал на пол с пеной на губах. Благодаря этому инциденту, Ип Ман стал известен, как безоружный детектив, а Фатшан стал мирным и свободным от криминала в те годы, когда он занимал пост капитана полиции.



Мастер Ип Ман в Гонконге


В 1949 году, когда к власти в Китае пришли коммунисты, Ип Ман оставил родину, переехал в Гонконг, где открыл школу Вин Чун. Следующие 30 лет он работал учителем боевых искусств, обучив более 1000 учеников, которые распространили Вин Чун по всему миру. Это его большой успех.



Мастер Ип Ман и Брюс Ли


Среди студентов Ип Мана Брюс Ли добился наибольшей популярности. Они встретились в Гонконге, когда Брюс
учился в колледже Святого Франциска. Отец Брюса — Ли Хой Чуэн был большим другом Ип Мана. Они были земляками из Фатшана. Близкие отношения между ними повлияли на то, что Брюс стилем своей жизни выбрал боевое искусство. В конце третьего года обучения приемам Вин Чун, Брюс очень преуспевал в занятиях, но вынужден был оставил Гонконг, чтобы продолжить образование в США.


Уже тогда у Брюса Ли и Мастера Ип Мана были расхождения во взглядах. Перед расставанием Ип Ман напомнил Брюсу, что китайский кунг-фу — одно из софистических искусств Китая, китайцы нуждаются в его приемах для самозащиты и поддержания здоровья, и эти приемы
ни в коем случае не должны быть доступны иностранцам (это был типичный стереотип мышления старых мастеров
кунг-фу). Брюс Ли обещал помнить это. Но сразу же по приезду в США, он открыл школу, стал принимать иностранных студентов и обучал их Вин Чун, чем очень огорчил своего учителя.

Летом 1965 года Брюс Ли вернулся в Гонконг с женой и сыном. Он нанес визит своему учителю и попросил обучить его оставшейся части комплекса приемов на деревянном манекене, который он недоучил в те три года перед отъездом в США. Далее он попросил у Ип Мана разрешения снять фильм длиной в 8 минут полного Сиу Ним Тао (маленькая идея), который был нужен ему для преподавания в США. За это он обещал Мастеру Ип Ману купить новую квартиру. Все-таки Брюс Ли сделал очень серьезную ошибку. Он так подчеркивал роль денег, что задел самоуважение учителя. Мастер Ип Ман отказал ему, говоря: «Я не могу обещать тебе это, по причине того, что во-первых, ты не просто ученик, которого я обучил, а во-вторых, я никогда не выполнял подобные просьбы моих учеников. Если я приму твое предложение, что я скажу остальным?» Отвергнутый Ип Маном Брюс Ли обратилсяза помощью к сыну учителя - Им Чуну. Ип Чун ответил:

"Мы переехали в Гонконг более 10 лет назад.
Мы часто меняли дома и не имели своего собственного. Действительно, новая квартира нам нужна. Но все-таки для человека существуют более ценнее понятия, чем комфортабельная материальная жизнь. Мой отец имеет сильный и твердый характер. Это знаешь и ты, и я. И если он отказал тебе, я не смогу повлиять на него».


Вин Чун Куен и Джит-кун-до


Разочарованный, Брюс Ли вернулся в США. Он не мог дальше обучать Вин Чун, потому что понял, что теперь он никогда не сможет стать «первым номером» в этом стиле.


И он начал изобретать новый стиль, назвав его Джит-кун-до. Фактически приемы Джит-кун-до базируются в основном на приемах Вин Чун в комбинации с таэквондо и каратэ, а также немного западного бокса, дзю-до, северного молящегося богомола и др. Теории Брюса Ли, изложенные в газетах, книгах, журналах, были в основном теориями Вин Чун и китайских философов таоизма, а также теориями западного бокса и дзю-до.

Когда Брюс Ли прославился своим Джит-кун-до, Ип Ман никогда не упоминал его. Причины разногласий между ними кроются в различных жизненных позициях и разном образовании. Ип Ман получил классическое китайское образование и был под влиянием конфуцианства. У него было сильное чувство национализма. Поэтому он имел строгие и твердые убеждения. Он стойко переносил нужду. Он был беден в течение жизни — и когда был капитаном полиции, и когда стал учителем боевых искусств. Он был счастлив принимать жизнь такой, какой она есть.


Брюс Ли, напротив, обучался в английской школе в Гонконге, перед тем, как уехать в США для продолжения философского образования. Он был под сильным влиянием прагматизма, добивался известности и богатства в жизни. Он преуспел в этом, однако до самой смерти превыше всего ставил любовь к боевым искусствам и к своей жене.


Ип Чунь "116 приемов на манекене". ЧП "Старт", Молдова, Кишинев. 119 стр. Перевод с англ. Литвинова А.М.,2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий